Злоупотребление доминирующим положением остается одним из
распространенных нарушений антимонопольного законодательства. За первое
полугодие нынешнего года в республике возбуждено и рассмотрено 29 дел в этой
сфере. Среди выявленных фактов наиболее характерны такие нарушения, как создание
препятствий доступу на рынок, выходу с рынка (38% возбужденных дел по фактам
злоупотребления доминирующим положением), навязывание невыгодных условий
договора и нарушение порядка ценообразования – по 17%. Такие данные были
приведены на пресс-конференции руководителя Башкортостанского УФАС России
Зульфиры Акбашевой, состоявшейся накануне в Уфе. По ее словам, выявление и
пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий
государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных
направлений деятельности антимонопольного органа. В первом полугодии текущего
года возбуждено и рассмотрено 9 дел по выявленным фактам запрещенных соглашений
или согласованных действий хозяйствующих субъектов и одно дело – по выявленным
фактам согласованных действий государственных органов, выданы предписания об
устранении нарушений. В рамках осуществления полномочий по контролю за
соблюдением антимонопольных требований к торгам в первом полугодии возбуждено и
рассмотрено 7 дел. Основной вид нарушений связан с порядком определения
победителя торгов. Результаты работы по предупреждению и пресечению
недобросовестной конкуренции показывают, что основная форма недобросовестной
конкуренции — введение потребителей в заблуждение относительно характера,
способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества
товара или его изготовителей, а также продажа товаров с незаконным
использованием результатов интеллектуальной деятельности. За полугодие
возбуждено и рассмотрено 19 дел по фактам недобросовестной конкуренции. При
осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о
рекламе за указанный период возбуждено и рассмотрено 147 дел по признакам
нарушения законодательства о рекламе, в результате рассмотрения дел принято 110
решений о признании нарушений и выдано 43 предписания о прекращении нарушения
законодательства о рекламе. Дела возбуждались по фактам распространения
ненадлежащей рекламы пива, алкогольной продукции, табака, медицинских услуг,
несоблюдения общих требований к рекламе. По данным УФАС по РБ, в соответствии с
возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере размещения заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России с января по июль проведено 46
проверок, рассмотрено 289 жалоб на действия (бездействия) заказчика, конкурсной
комиссии, специализированной организации. Поступило 178 материалов на
согласование о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя,
подрядчика), 32 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрено 517 дел по нарушениям Закона о размещении заказов. Кроме того,
возбуждено и рассмотрено 347 дел об административных правонарушениях в
соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, из них 179 дел –
за нарушение законодательства о размещении заказов, 97 дел – за нарушение
законодательства о рекламе, 10 дел – за злоупотребление доминирующим положением
на товарных рынках, 39 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию
соглашений, 13 дел – за недобросовестную конкуренцию. Федеральным законом
№411-ФЗ Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьями,
устанавливающими ответственность за нарушения Федерального закона «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Возбуждено и рассмотрено дело, сумма наложенного штрафа составила 20 тысяч
рублей. Возбуждено 26 дел в отношении должностных лиц органов государственной
власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства.
Зульфира Акбашева напомнила, что Федеральный закон «Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» вступил в силу с 1
февраля 2010 года. Закон направлен на создание прозрачного и предсказуемого
порядка осуществления торговой деятельности, не обусловленного какими-либо
произвольными требованиями местных властей, а также на устранение излишних
административных барьеров в торговле, на поддержку малого и среднего бизнеса в
сфере торговли и производства продовольственных товаров. Закон о торговле
содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного
регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.
Башкортостанское УФАС России за полугодие провело более десяти проверок в Уфе,
Стерлитамаке, селе Верхнеяркеево. Возбуждено и рассмотрено два дела по признакам
нарушения ч.1 ст.13 Закона о торговле, выданы предписания. Необходимо также
отметить, что при Башкортостанском УФАС России с 2008 года действует
Общественно-консультативный совет. В этом году состоялось пять заседаний, на
которых обсуждались вопросы взаимоотношения малого бизнеса с субъектами
естественных монополий, обоснованность и прозрачность тарифов; проблемы,
существующие при реализации Федерального закона «О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд»; вопросы, связанные с реализацией Республиканской программы
развития конкуренции на 2010-2012 годы; проблемы становления конкурентной среды
на рынке жилищно-коммунальных услуг; результаты реформы системы госзаказа и
предложения по совершенствованию законодательства в данной области. Зульфира
Акбашева подчеркнула, что 20 лет деятельности антимонопольной службы в России
уже дают свои результаты: страна в целом и ее регионы продвинулись в решении
вопросов защиты и развития конкуренции, одобрен «третий антимонопольный пакет»,
сделаны конкретные шаги к построению цивилизованного рынка.
Источник: ИА "Башинформ" (
http://www.bashinform.ru/ )